Пятница
29.03.2024
12:57
Форум
  • Холодный щавелевый суп (2)
  • Диетические котлеты (2)
  • Как удалить (вывести) пятна (8)
  • Скороговорки (1)
  • История традиции украшения новогодней елки. (1)
  • Яичный салат (1)
  • Люля-кебаб из духовки (1)
  • Навык как пить воду (0)
  • Как общаться с хамами (1)
  • Музыкальные картинки (4)
  • Музыка
    Форма входа
    Поиск

    Крылья Поэзии...

    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум » Общий » Обо всем » История возникновения открытки
    История возникновения открытки
    saksДата: Воскресенье, 10.02.2013, 08:49 | Сообщение # 1
    Полковник
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1342
    Репутация: 13
    Статус: Offline
    Всё имеет свою историю. Открытка существует уже не первый век. За столь
    долгий срок её внешний вид и предназначение неоднократно менялись. Мы
    предлагаем ознакомиться с интересными историческими фактами, связанными с
    открытками.
     

     
    История возникновения открыткиОткрытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда
    называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в
    виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось
    художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс
    этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло
    предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный
    сегодня вид. Впрочем, это вполне понятно, так как события, происходящие в
    мире, не обязательно развиваются последовательно и в одном направлении.
    У жизни существует своя логика. И хотя единой даты появления открытки
    не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным,
    однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов
    данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать
    периодом расцвета искусства открытки. Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и
    сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из
    видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия
    более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки
    несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут
    праздника и поздравления.   Итак, давайте посмотрим на некоторые из сохранившихся документальных
    свидетельств, касающихся жизни этого жанра, в сегодняшней терминологии
    отнесенного к графическому дизайну. Одно из первых упоминаний о
    поздравительных открытках относится к 1777 году, когда "Парижский
    почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются
    как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные
    карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого".
    Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого
    периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают
    широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и
    рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века
    Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж.
    Руссо, Овидия и Лафонтена. Он же придумал самые первые визитные
    карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные. Первой из них
    стала созданная в 1760-е годы его собственная личная карточка с
    подробным адресом, которая была украшена виньетками. Примером подобных
    карточек является гравированная карточка, выполненная по заказу
    испанского гранда де Агвилар-и-Сантиллан. Здесь присутствует орел как
    аллегория знатности заказчика, военные трофеи и знамена,
    свидетельствующие о мужестве, играющие амуры и музицирующий мечтательный
    юноша, которые представляют лирическую сторону жизни владельца
    карточки. Словом, все необходимые атрибуты жизни для аристократа того
    времени налицо. Парадный и декоративный характер изображения хорошо
    работает на поддержание престижа гранда, без сомнения художник со своей
    задачей справился успешно.    Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных
    впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что
    делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского
    этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько
    таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек.
    Сама простая и скромная из них принадлежит писателю Денису Ивановичу
    Фонвизину, она состоит из монограммы писателя, ограниченной простой
    орнаментальной рамкой. Более интересна визитная карточка Александра
    Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена - вепрь,
    затравленный собаками. Вполне естественно предположить, что здесь перед
    нами вполне явная аллегория, свидетельствующая о положении Суворова при
    дворе.Как считают исследователи, и не без оснований, возникновение
    изобразительной части открыток произошло не без влияния еще одного
    малоизвестного сегодня, а когда-то широко бытовавшего жанра
    изобразительного искусства. Считается, что дальними предками открытых
    писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки,
    которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и
    Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII
    века из Германии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки,
    которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и
    ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место
    заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или
    "фряжские" потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание,
    позднее они превратились в копии икон, которые были широко
    распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно
    было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы. Зачастую
    лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они
    украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное
    искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль
    поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал
    текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для
    народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали
    пороки и показывали добродетельные образцы поведения.  В XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были
    героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в
    соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали
    богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили
    изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов,
    изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые
    появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому -
    лубок "Храбрый витязь Венциан Францел", где уже само название выдает
    французское происхождение героя. На лубках встречаются и изображения
    исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации.
    Так, широко известная картинка XVIII века "Кот казанский"
    исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I,
    вероятно по причине наличия усов. Такова и "Битва Александра
    Македонского с индийским царем Пором", которая была популярна как в
    XVIII, так и в XIX веке.Лубок служил источником информации, изображая как знаменитые архитектурные
    памятники ("Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря"), так и
    другие диковины тех лет, это мог быть "Сильный зверь слон", который для
    людей XVIII века был редкостью, или необычайно большой "Кит, пойманный в
    Белом море". Лубок представлял зрителям и совершенно фантастические
    существа, пример тому "Райская птица Алконост". В виде лубочной картинки
    мог быть издан привычный сегодня настенный календарь ("Солнце со
    знаками зодиака"). Очень популярен в народе был и сюжет "Аника-воин и
    смерть", имя героя которого стало нарицательным, обозначая тщетность
    усилий, потому как враг Аники был непобедимым и исход этой встречи был
    заранее предопределен. Таким образом, здесь мы уже встречаемся с
    философским пониманием смысла жизни и отношением к концу жизни каждого
    человека. Хотя картинки могли помещаться в избе и просто для красоты
    ("Сова"), радуя глаз и украшая интерьер.Лубок был широко распространен и очень популярен в народе. Художник Виктор
    Васнецов, автор знаменитой "Аленушки", в работе "Книжная лавка" как раз и
    изобразил сцену на ярмарке, где можно видеть разложенные на прилавке
    лубочные картинки. Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX
    столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII
    веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке
    они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный
    рисунок более тонким и изящным. Наиболее популярные сюжеты народных
    картинок в более позднее время, в начале XX века, иногда
    воспроизводились и в виде открыток.Однако настала пора вернуться из экскурса в историю лубка непосредственно к
    предмету нашего разговора - открыткам. Посмотрим, как развивались
    события дальше, выяснив, в частности, каким образом возникла идея не
    только вместо письма в конверте использовать открытые почтовые карточки,
    но и сделать их иллюстрированными. Сначала, в первые годы XIX века во
    Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX
    века это новшество появилось в Петербурге и Москве. Так, известна
    почтовая бумага, где в качестве рисунков использованы мотивы из гравюр
    художника Г.Г. Беггрова, посвященных архитектурным
    достопримечательностям двух русских столиц.Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии,
    где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать
    поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в
    1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с
    изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки.
    Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень
    понравилась. Надо сказать, что традиция создания авторских открыток,
    предназначенных для друзей и близких, в художественных кругах продолжает
    существовать и сегодня, хотя она видоизменилась, и теперь в подарок
    можно получить, например, компьютерный вариант открытки. В 1795 году
    Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и
    разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель,
    организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли
    открытками. Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток
    расширяется, и к рождественским добавляются новогодние, а также столь
    популярные сегодня "валентинки".Далее события разворачивались в Германии. В ноябре 1865 года на германской
    почтовой конференции прусский почтовый советник Генрих фон Стефан
    предложил выпускать открытый "почтовый листок", где одна сторона была
    предназначена для адреса, а другая - для текста. Но предложение это было
    отвергнуто. Через два го-да возникли еще два подобных проекта. Один -
    от лейпцигского продавца книг Фридлейна, просившего у почтового
    ведомства разрешения издать "универсальную корреспондентскую карточку",
    второй вариант принадлежал лейпцигской фирме "Пардубиц", рекомендовавшей
    почтовым чиновникам выпустить "универсальную корреспонденцкарту", на
    одной стороне которой располагался адрес, а на другой предполагалось
    разместить тридцать фраз, среди которых были различные поздравления,
    слова соболезнования, краткие извещения. Из всего этого человек мог
    выбрать нужный вариант текста, а все остальное зачеркнуть. Причина
    такого интереса к почтовым карточкам в Германии была вполне
    практическая. Эти карточки как печатные произведения оплачивались не по
    дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе,
    поскольку они не являлись письмом. Но оба столь хитроумно задуманных
    проекта были отклонены, поскольку терять деньги почтовые работники не
    хотели.Продолжалась история уже в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики
    Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об
    изобретенной им "корреспондентской карточке". Автор этого варианта
    предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и
    подпись. Предложение профессора австро-венгерским правительством было
    принято, исключая ограничение текста, поскольку для подсчета слов
    необходимо было содержать значительное число почтовых служащих. Таким
    образом, 1октября 1869 года была выпущена "корреспондентская карточка" с
    отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая
    почтовая открытка. Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица и
    особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу
    публика к ним привыкла, и открытки получают все более широкое
    распространение, начав свое путешествие по миру. В 1871 году их стали
    продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии,
    Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия,
    Цейлон, в 1873 - Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 -
    Италия.  В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872года. Они
    были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и
    наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: "На этой
    стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая
    сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась
    надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает".
    Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые,
    далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек:
    универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города,
    так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки;
    коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19
    октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено
    выпускать "бланки открытых писем частного изготовления". До этого
    времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало
    почтовому ведомству.Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые
    открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из
    пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их
    датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года".С открытками связано немало занимательных историй. Так, например,
    открытка, имеющая явно выраженный славянофильский характер, была создана
    Петром Манойловичем, который жил в Вене и входил в группу сербов,
    объединившихся вокруг редакции журнала "Zmaja". Художник принес в
    редакцию рисунок с изображением огнедышащего дракона, держащего в когтях
    свиток. Ниже был изображен пейзаж, условно представляющий пространство
    от Балкан до северо-востока Европы. Левая часть пейзажа олицетворяла
    Турцию, так как здесь были изображены минареты и мечети, правая была
    олицетворением России с куполами церквей, увенчанными крестами. По морю,
    разделяющему правую и левую части пейзажа, плывет корабль с надписями,
    являющимися названиями независимых сербских территорий. Таким образом,
    открытка играла роль политического плаката, приобретя политическую
    окраску.Занимательный эпизод, связанный с историей открытки, произошел во Франции в 1870 году
    во время франко-прусской войны. 18 сентября Париж был осажден прусскими
    войсками и потому 26 сентября правительство национальной обороны
    Франции издало декрет об использовании воздушных шаров для связи столицы
    с остальной территорией страны. 30 сентября в воздух поднялся первый
    воздушный шар, унося в своей гондоле 4 кг открытых писем "Cartes
    postales par ballon". На них была дополнительная надпись: "Par ballon
    non monte". В дополнение к этому на карточках были напечатаны
    антивоенные лозунги.  Одна из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к
    современному варианту, связана с событиями той же франко-прусской
    войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия,
    насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке
    Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для
    отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать
    для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в
    продажу. Случайно ему попались листы, на которых были изображены
    солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и
    сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив
    ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же
    году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. Кроме
    названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших
    отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток
    упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит
    карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872
    году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно
    существует и сегодня.В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из
    наиболее ранних была создана в 1892 году. Среди первых русских
    издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует
    назвать "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны",
    более известный под названием "Община святой Евгении". Эта организация
    сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной
    открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении
    первая открытка была выпущена в 1898 году.

    Источник: http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?52

    Источник- http://bonte.ucoz.ru/publ/istorija_vozniknovenija_otkrytki/1-1-0-1
     
    Форум » Общий » Обо всем » История возникновения открытки
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: