2 мая 1764 г., 248 лет назад, по приказу Екатерины II на Москворецкой
набережной был заложен Воспитательный дом «приема и призрения подкидышей
и бесприютных детей»
Екатерина II, укрепляя свою личную власть, ища популярности,
осуществляла активную реформаторскую деятельность. Следуя советам
философов — французских энциклопедистов, она играла роль «просвещенного
монарха», переустраивающего жизнь на «разумных» основаниях. Одним из
направлений реформирования стала социальная политика.
Среди просветительных мер, в которых императрица хотела быть на уровне
века, — создание воспитательных домов, женских институтов,
благотворительных учреждений.
Одно из них — Воспитательный дом «приема и призрения подкидышей и
бесприютных детей», который был заложен по приказу Екатерины II на
Москворецкой набережной – крупнейшее общественное заведение Москвы 18
века и ценный архитектурный памятник.
Императрица Екатерина II пожаловала Воспитательному дому территорию
бывшего Гранатного двора с Васильевским лугом между Яузской улицей и
Большим Ивановским переулком. Воспитательный дом управлялся Опекунским
советом, содержался на пожертвования частных лиц, а также на специальные
налоги (с театральных зрелищ, 1/4 доходов от клеймения карт). В 1772
при Воспитательном доме созданы кредитные учреждения — Ссудная,
Сохранная и Вдовья казна, в том же году П.А. Демидов открыл при
Воспитательном доме первое коммерческое училище (Демидовское купеческое
училище).
Дети 7—11 лет обучались чтению, письму, рисованию, ремёслам. С 1774
воспитанников отдавали в город для обучения на фабриках и в мастерских;
при Воспитательном доме были организованы столярные, слесарные и другие
мастерские. Часть воспитанников Воспитательного дома посылалась для
дальнейшего обучения в Московский университет, Академию художеств и
другие учебные заведения. 180 наиболее талантливых воспитанников
Воспитательного дома были отправлены изучать коммерцию в Лондон,
медицину — в Страсбург и Вену, художества — в Париж и Рим. С 1770-х гг. в
классах Воспитательного дома начали готовить оперных и балетных
артистов. В 1772 А. Медокс на базе Воспитательного дома создал
театральную группу, в 1777 при Воспитательном доме существовала
танцевальная труппа К. Беккари; 50 воспитанников Воспитательного дома
работали в 1777—82 в Русском театре К. Книппера. В Вольный российский
театр из Воспитательного дома были взяты 15 актёров и 17 актрис. На
рубеже XVIII—XIX вв. популярностью у москвичей пользовались регулярные
концертные вечера по пятницам и воскресеньям в театральном зале
Воспитательного дома с непременным участием «хора питомцев». В XIX в.
воспитанники Воспитательного дома чаще получали низшее, иногда — среднее
образование. «Классические классы» для мальчиков готовили к поступлению
на медицинский факультет Московского университета. Повивальный институт
и «Французские классы» для девочек готовили акушерок и гувернанток.
Строительство Воспитательного дома началось в 1764 году на берегу
Москвы-реки, на обширном Васильевском лугу. При строительстве
использовался камень разбираемых стен Белого города. В разное время
постройкой последовательно руководили архитекторы: Карл Бланк, Яков
Ананьин, Иван Ситников, Юрий Фельтен. Завершил строительство в 1801 году
Иван (Джованни) Жилярди.
В 1826 при Воспитательном доме была учреждена ремесленная школа. Здание
Воспитательного дома в XVIII — начале XIX вв. занимало одну квадратную
версту и было рассчитано на проживание 8 тыс. человек (часть его
сдавалась внаём под квартиры). В Воспитательном доме в разное время жили
и работали историк Г.Ф. Миллер, филолог А.Х. Востоков, врач В.Ф.
Снегирёв, геолог И.П. Щуровский, историки С.М. Соловьёв, И.Е. Забелин,
В.О. Ключевский, художники И.И. Левитан, Н.Л. Бенуа, В.В. Верещагин и
др. Воспитательный дом, крупнейшее общественное здание Москвы XVIII в.,
ставшее воплощением идей Просвещения в России, был заложен по инициативе
И.И. Бецкого на Васильевском лугу (ныне Москворецкая набережная, 7, на
месте разобранных в 1760 стен Белого города) по лаконичному плану — 2
квадратных боковых корпуса (для мальчиков и для девочек) вокруг
замкнутых дворов и центральный корпус, так называемый корделож.
В доме находилась церковь святой Екатерины с приделом Рождества Христова, главы которой уничтожены в 1920-х годах.
Строительством руководил К.И. Бланк (в разработке проекта принимали
участие Ю.М. Фельтен и, предположительно, М.Ф. Казаков). В 1763—67
построено западное каре, а в 1771 — 1781 — главный корпус с квадратным в
основании куполом, увенчанным шпилем. С устройством набережной (1795 —
1797, реконструирована в 1936—37) и её облицовкой (1801—06, одновременно
с установкой декоративной чугунной ограды возле центрального корпуса,
заменённой в 1920-х гг. на новую) участок от Китайгородского проезда до
Устьинского моста получил законченный вид. В восточном корпусе (1960-е
гг., архитектор И.И. Ловейко) значительно упрощена фасадная отделка,
помещения имеют современную планировку (в других корпусах внутренние
перестройки осуществлялись в 1920-х гг.). Протяжённый (почти 400 м)
фасад здания с ровной гладью стен и чётким ритмом окон разделён сильно
выступающими горизонталями цокольного и венчающего карнизов; парадность
верхнего яруса подчёркнута большей высотой, изяществом пропорций окон и
наличников, несущая роль нижнего этажа выявлена его рустовкой. Мелкий
рельеф простого архитектурного декора подчёркивает рациональную простоту
общей композиции. В состав комплекса входят также усадьба конца XVIII
в. с двумя флигелями (так называемое Николаевское сиротское училище),
ворота подъездного пути с улицы Солянки (архитекторы Д.И. Жилярди, А.Г.
Григорьев) со скульптурами «Милосердие» и «Воспитание» И.П. Витали),
корпус начала XX в. в стиле неоклассицизма. После 1917 здание
Воспитательного дома было передано ВЦСПС и ЦК профсоюза. В 1938 в нём
разместилась Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского (с 1997 Военная
академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра
Великого).
источник
|