Четверг
25.04.2024
21:49
Форум
  • Холодный щавелевый суп (2)
  • Диетические котлеты (2)
  • Как удалить (вывести) пятна (8)
  • Скороговорки (1)
  • История традиции украшения новогодней елки. (1)
  • Яичный салат (1)
  • Люля-кебаб из духовки (1)
  • Навык как пить воду (0)
  • Как общаться с хамами (1)
  • Музыкальные картинки (4)
  • Музыка
    Форма входа
    Архив записей
    Поиск

    Крылья Поэзии...

    Главная » 2011 » Август » 25 » Варлам Шаламов о поэзии
    20:15
    Варлам Шаламов о поэзии



    1. Напрасно говорят, что в искусстве нет законов. Эти законы есть. Постижение тайн искусства – важная задача поэта. Эти тайны искусства имеют мало общего с поисками размера, овладением рифмой и т.д. Размеры и рифмы – это тайны сапожной мастерской, а не тайны искусства.

    2. Научиться писать стихи – нельзя.

    Поэтому и не бывает никаких «первых» стихов. Учиться нужно не писать стихи, а воспитывать в себе любовь к стихам, требовательный и строгий вкус, понимание авторского чувства.

    3. Поэзия – это неожиданность.

    Неожиданность, новизна: чувства, наблюдения, мысли, детали, ритма...

    4. Поэзия – это жертва, а не завоевание. Обнажение души, искренность, «самоотдача» –

    непременные условия поэтической работы.

    5. Поэзия – это судьба, а не ремесло.

    Пока кровь не выступает на строчках – поэта нет, есть только версификатор. В лицейском Пушкине еще нет поэта, и напрасно школьников заставляют учить «Воспоминания в Царском Селе».

    6. Начала и цели поэзии.

    Начала большой поэзии – самые разные. Цель же – одинакова с религией, с наукой, с политическим учением – сделать человека лучше, добиться, чтобы нравственный климат мира стал чуть-чуть лучше... Истинное произведение искусства, способное улучшить человеческую породу, незримым и сложным способом может быть создано чаще всего не на путях дидактических.

    7. Поэзия – это опыт.

    Огромный личный опыт, подобный завещанному Рильке, хотя стихи самого Рильке и не результат такого опыта.

    8. Поэзия – неизвестность, тайна.

    В стихах поэту не должно быть все заранее известно до того, как стихотворение начато. Иначе незачем писать стихи.

    9. Стихи – это всеобщий язык.

    На этот язык может быть переведено любое явление жизни – общественной, личной, физической природы. Это всеобщий знаменатель, то число, на которое делится весь мир без остатка.

    10. Поэт--это инструмент.

    Инструмент, с помощью которого высказывается природа. Переводчик с языка природы на человеческий язык. Суждения природы не всегда просто перевести на обычный человеческий язык.

    11. Чувства гораздо богаче мыслей.

    Поэзия своими средствами: подтекстом, аллегорией, интонацией, звуковой организацией, переплетенной со смысловым содержанием, сопоставлением дальнего и близкого, то недомолвками, то многозначительностью – стремится донести до нас именно то, ч го не может быть ясно выражено словами, но тем не менее существует вопреки Декарту. Стихи работают в этой «пограничной» области.

    12. Ритм – важное начало поэзии, как и любого из искусств – музыки, скульптуры, живописи. Необходимое, но не единственное начало. Расстояние от народной песни до монологов Фауста видно невооруженным глазом.

    13. Стихи – это не поиски.

    Поэт ничего не ищет. Творческий процесс – это не поиски, а отбрасывание того безмерного количества явлений, картин, мыслей, чувств, идей, являющихся мгновенно в мозгу поэта на зов рифмы, звукового повтора в строке.

    14. Ясность и точность в поэзии не одно и то же.

    Поэзии нужна точность, а не ясность. Поэзия имеет дело с подтекстом, с аллегориями, с намеками, с интонационным строем фразы. Сложность чувства не всегда можно выразить ясно. Язык слишком беден для этого. Кроме того, язык природы не всегда можно ясно перевести на человеческий язык.

    15. Минор в стихах действует сильнее мажора. «Евгения Онегина» мы запоминаем не потому, что это «энциклопедия русской жизни», а потому, что там любовь и смерть.

    16. Стихи не рождаются от стихов.

    Не существует поэтов для поэтов. Поэт для поэтов только один – жизнь. Стихи рождаются от жизни, а не от других стихов.

    17. Большие поэты никаких путей не открывают.

    Напротив, по тем дорогам, даже по тем тропам, по которым прошли большие поэты, – ходить нельзя. Пути подражания для поэта закрыты.

    18. Не суйтесь в науку

    Искусству там делать нечего. Ничего, кроме конфуза, там поэта не ждет, как во времена Ньютона, так и во времена Эйнштейна. В искусстве нет прогресса, и всевозможные симпозиумы по вопросам науки просто ни к чему.

    19. За деревьями в поэзии нужно видеть не лес, а подробности, не увиденные раньше. И не ботанически видеть, а поэтически. Изучая ботанику, воспитывать деталь-символ, деталь-аллегорию, следить, чтобы знание ботаники не заглушило, не ослабило поэтического начала.

    20. Пейзажная лирика – попытка дать дереву и камню заговорить о себе и о человеке И вместе с тем – пока пейзаж не говорит по-человечески, он не может называться пейзажем.

    21. Космос поэзии – это ее точность.

    Искания здесь и находки – бесконечны, как жизнь.

    22. Стихи для слуха и для глаза.

    В стихотворении услышанном – воспринимается тысячная часть достоинств стихотворения. Недостаток чувства, мыслей скрывается за звуковой погремушкой.

    23. Форма и окраска слова.

    Форма и величина слова зависят от гласных букв, а окраска – от согласных.

    24. Поэзия – непереводима.

    Глубоко национальна. Совершенствование поэзии, развитие бесконечных возможностей стиха лежит в границах родного языка, быта, предания, литературных вкусов.

    25. «Все или ничего».

    В стихах есть закон «все или ничего». Более квалифицированных и менее квалифицированных стихов попросту не существует. Есть «стихи» и «не стихи».

    26. Научиться стихами проверять собственную свою душу, ее неосвещенные углы.

    Стихотворение не будет писаться, если оно – не искренне. Иногда поэт вследствие своей импульсивности может привести себя в состояние иллюзии, заставить себя поверить... Но это редкий случай. В большинстве случаев в стихах гадают, как на картах. И угадывают.

    27. Рифма – поисковый инструмент, а не орудие благозвучия (Бальмонт), не мнемоническое средство (Маяковский). Роль рифмы гораздо значительней.

    28. Рифма пришла к нам позже ассонанса.

    Нет нужды возвращаться к мамонту – ассонансу. Ее роль в русском стихосложении еще не только не сыграна, а только-только начата.

    29. Свободный стих – это стих второго сорта. Это – подстрочник еще не написанного стихотворения.

    Значение рифмы в русской поэзии огромно Возможности русских размеров – безграничны. Свободный стих диктуется желанием сближать языки в нашу эпоху, где уничтожены расстояния, сблизить словесное искусство разных стран, наиболее национально обособленное по сравнению с музыкой, архитектурой, живописью. Желание хорошее. Но в жертву приносится слишком много. Истинная поэзия непереводима, и не нужно бояться этого. Арагон предлагал переводить стихи на чужой язык прозой. В этом есть логика и резон. Но и этого не надо, ибо есть поэты-переводчики, которые на материале стихов оригинала пишут собственные хорошие стихи. Свободный стих продиктован желанием сделать язык поэзии переводимым, обеднив его, приближая к прозе.

    30. Все большие русские поэты писали классическими размерами, их авторский голос громок и чист.

    Ямбы

    Пушкина

    Лермонтова

    Тютчева

    Некрасова

    Блока

    Мандельштама

    Цветаевой

    Пастернака

    Ходасевича

    не спутать друг с другом.

    31. Изучать технику стиха, понимая, что это – техника.

    Знание контрапункта не лишает композитора восприимчивости к музыке (Норберт Винер). К тому же часто самозабвенное увлечение работой над решением «технических» вопросов стихосложения вдруг открывает какую-либо подлинную тайну искусства.

    32. Скупее!

    Чем больше емкость стихотворной строки, тем лучше.

    33. Короче!

    Русское лирическое стихотворение не должно быть больше трех-четырех строф. Лучшие стихотворения русской поэзии – в двенадцать – шестнадцать строк (даже восемь – Тютчев, Пастернак).

    34. Поэтическая интонация – это лицо поэта, его голос, его литературный паспорт, право на занятие поэзией. Поэтическая интонация – понятие очень важное и более широкое, чем объяснено в литературоведческом словаре. Разработка понятия поэтической интонации – важная задача нашей поэтики. Откровенное заимствование и заимствование замаскированное, с которым не может справиться автор, – все это, как и чужое влияние, – должно быть осуждено наравне с плагиатом.

    35. О таланте.

    «Талант – это такая штука, что если он есть, то есть, а если его нет – то нет» (Шолом-Алейхем). Точнее определения нет. А труд – это потребность таланта. Всякий талант не только качество, а и количество. Моцарт – образец и пример – постоянно и много работающего художника.

    36. Традиции и новаторство.

    Только тот, кто хорошо знает предмет своей работы, может прибавить что-то новое. Здесь решение вопроса о традициях и новаторстве.

    37. Знать поэтическое наследие XX века, не ограничиваясь XIX-м.

    Знать

    Анненского

    Белого

    Ходасевича

    Цветаеву

    Пастернака

    Мандельштама

    Волошина

    Кузмина

    Ахматову.

    Понимать их место в развитии русской поэзии, знать их находки и их открытия. Без этих поэтов нет русской лирики.

    38. Проверяй себя чужими стихами.

    Если твое настроение, твое чувство может быть выражено чужими строчками – не пиши стихи.

    39. Стихи на «свободном ходу» – обязательное упражнение для поэта.

    На заданный ритм поэт включает, едва контролируя мыслью, тот мир, который толчется за окнами, и только потом по этому черновику, написанному природой, ведет суровую, жесткую правку, оставляя только важные находки.

    40. Нужно ли поэту писать прозу? Обязательно.

    В стихе всего не скажешь, как бы ни высокоэмоциональным было то, что сказано в стихе. Поэт, пишущий прозу, обогащает и свою прозу и свою поэзию. Пушкин, Лермонтов, да и любой поэт могут быть понятны лишь вместе со своей прозой, в единстве.

    41. Приобщение к поэзии нужно начинать не с Пушкина.

    Пушкин – поэт, требующий взрослого читателя, требующий личного жизненного опыта, а также читательской культуры. Лермонтов, Тютчев – еще сложнее. Приобщаться нужно чтением Некрасова и А. К. Толстого, а потом переходить к Пушкину.

    42. В искусстве места хватит всем. Не нужно устраивать давку, толкучку.

    43. Что выше? Поэзия или проза?

    За что же пьют? За четырех хозяек.

    За их глаза, за встречи в мясоед

    За то, чтобы поэтом стал прозаик

    И полубогом сделался поэт[1]

    44. Стихи – это не роман, который можно пролистать...

    Стихи – это не роман, который можно пролистать, проглядеть за одну ночь. Стихи требуют чтения внимательного, неоднократного перечитывания. Стихи должны читаться в разное время года, при разном настроении.

    45. Поэт и современники.

    Для современников поэт всегда нравственный пример.

    46. 10 х 10 = 100.
    1964
    Собрание сочинений: В 4-х т. / [Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской]. М.: Худож. лит.: ВАГРИУС, 1998.
    Просмотров: 556 | Добавил: КОТктейль | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]