14 августа — первый Спас, Спас медовый, Спас на воде.
Это — первый из трех Спасов. В этот день Православная Церковь отмечает
праздник Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. Праздник
приходится на первый день Успенского поста.
В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой
пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и
пахать, и сеять. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали
собирать мак.
В этот день начинался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали
так называемые «сиротские и вдовьи помочи», когда всем миром помогали
самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали,
трудились «за угощение», а то и сами приносили на вдовий двор всяких
припасов:
Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с
этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие
блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед,
освятив его предварительно в церкви.
В честь малого водосвятия медовый Спас называют и «Спасом на воде». В
этот день повсеместно совершались крестные ходы к воде. Конечно, с
особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде
принимал участие сам государь. Царские выходы с древнейших времен были
важной стороной государственной жизни. Каждый большой праздник
ознаменовывался ими. Сохранилась точная роспись правил: в каком наряде
на какой праздник выходить венценосцу, какую иметь при этом свиту. Не
оказался исключением и день первого Спаса.
Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост и
устраивалась «иордань» — возводился над водой навес на четырех
изукрашенных столбах, увенчанный золоченым крестом. На помосте ставились
два «места» — государево (в виде пятиглавого храма) и патриаршее. Их
огораживали раззолоченной решеткой, помост застилали алым сукном.
Царское место было покрыто резьбой, утверждалась «на пяти точеных
столбцах, стоящих на пяти золотых яблоках, и задергивалось изнутри
тафтяной, занавесью».
Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя
перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все,
начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По
прочтении молитв царь сходил под навес «иордани» и оттуда — в воду. Был
он в обычном ездовом платье, но перед погружением возлагал на себя
драгоценные кресты. Их было по традиции три — унизанных жемчугом и
украшенных драгоценными камнями. Вот, например, как выглядел один из
крестов: «...Посредине образ Спаса резной стоящий, по бокам образы
Пречистой Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. На
кресте изумруд, по бокам двадцать восемь жемчужков, а в середине
двенадцать жемчужков да восемь камушков в гнездах, да два яхонта и два
рубина...»
Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место
задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее
благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день
народу строго — настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в
Спасов праздник должно блюсти покой государев.
Духовенство кропило святой «иорданскою» водой войска и знамена. Простой
люд устремлялся к «иордани», где особо приставленные люди разливали
желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на
царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши.
А у Симонова монастыря продолжались народные гуляния — чинные, без
плясок и без песен, без винопития: начинающийся Успенский пост строг,
позволяет угощаться только медом и квасом.
Народные приметы:
У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье.
По народным поверьям сегодня заканчивается лето. И начинается осень.
Если верить погоде, то так оно и есть. Впереди у православных еще два
спаса — «Яблочный» и «Ореховый». Кстати, пчеловоды, по обычаю в «Медовый
Спас» должны угощать всех желающих свежим медом, чтобы получить богатый
урожай в следующем году. Так что не упустите еще и случай полакомиться.
На первый Спас и нищий медку попробует.
В большинстве районов начинался ранний посев озимой ржи. В сырую погоду и в дождь не должно сеять рожь.
Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, рожь
следует сеять раньше; при мелких же ягодах - средний или поздний посев
ржи лучше.
На Первый Спас защипывай горох. Поспевает малина. Начинается заготовка
лесной малины, ягод черемухи. Дождь на Макавея - мало пожаров бывает. На
Макавея собирают мак.
Первый Спас - начало Успенского поста (до 28 августа), о котором
говорят: Спасовка - лакомка, а Петровка (Петровский пост) - голодовка.
На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи.
Отцветают розы, падают холодные росы. Этот день еще называли Мокрым
Спасом, повсеместно шли крестные ходы на воду, а после водосвятия
купаются сами и последний раз в этом году купают весь домашний скот.
На Первый Спас святи колодцы.
Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи - прекрасное средство,
обладающее вяжущим,мочегонным и потогонным свойствами, употребляемой при
желудочно-кишечных заболеваниях.
На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры.
«Во что Макавеи, в то и разговенье» (28 августа). Дождь на Макавея - мало пожаров бывает.
Тем, кто опасается ведьм: в этот день нужно собрать семена дикого мака и обсыпать ими дом - ни одна ведьма в дом не проникнет
http://www.liveinternet.ru/users/leykoteya/post108310855/ источник