Всё
имеет свою историю. Открытка существует уже не первый век. За столь
долгий срок её внешний вид и предназначение неоднократно менялись. Мы
предлагаем ознакомиться с интересными историческими фактами, связанными с
открытками.
История возникновения открытки
Открытка,
или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда
называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в
виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось
художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс
этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло
предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный
сегодня вид. Впрочем, это вполне понятно, так как события, происходящие в
мире, не обязательно развиваются последовательно и в одном направлении.
У жизни существует своя логика. И хотя единой даты появления открытки
не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным,
однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов
данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать
периодом расцвета искусства открытки.
Появление
открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и
сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из
видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия
более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки
несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут
праздника и поздравления.
Итак,
давайте посмотрим на некоторые из сохранившихся документальных
свидетельств, касающихся жизни этого жанра, в сегодняшней терминологии
отнесенного к графическому дизайну. Одно из первых упоминаний о
поздравительных открытках относится к 1777 году, когда "Парижский
почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются
как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные
карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого".
Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого
периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают
широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и
рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века
Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж.
Руссо, Овидия и Лафонтена. Он же придумал самые первые визитные
карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные. Первой из них
стала созданная в 1760-е годы его собственная личная карточка с
подробным адресом, которая была украшена виньетками. Примером подобных
карточек является гравированная карточка, выполненная по заказу
испанского гранда де Агвилар-и-Сантиллан. Здесь присутствует орел как
аллегория знатности заказчика, военные трофеи и знамена,
свидетельствующие о мужестве, играющие амуры и музицирующий мечтательный
юноша, которые представляют лирическую сторону жизни владельца
карточки. Словом, все необходимые атрибуты жизни для аристократа того
времени налицо. Парадный и декоративный характер изображения хорошо
работает на поддержание престижа гранда, без сомнения художник со своей
задачей справился успешно.
Тогда
же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных
впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что
делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского
этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько
таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек.
Сама простая и скромная из них принадлежит писателю Денису Ивановичу
Фонвизину, она состоит из монограммы писателя, ограниченной простой
орнаментальной рамкой. Более интересна визитная карточка Александра
Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена - вепрь,
затравленный собаками. Вполне естественно предположить, что здесь перед
нами вполне явная аллегория, свидетельствующая о положении Суворова при
дворе.
Как
считают исследователи, и не без оснований, возникновение
изобразительной части открыток произошло не без влияния еще одного
малоизвестного сегодня, а когда-то широко бытовавшего жанра
изобразительного искусства. Считается, что дальними предками открытых
писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки,
которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и
Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII
века из Германии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки,
которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и
ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место
заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или
"фряжские" потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание,
позднее они превратились в копии икон, которые были широко
распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно
было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы. Зачастую
лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они
украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное
искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль
поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал
текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для
народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали
пороки и показывали добродетельные образцы поведения.
В
XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были
героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в
соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали
богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили
изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов,
изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые
появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому -
лубок "Храбрый витязь Венциан Францел", где уже само название выдает
французское происхождение героя. На лубках встречаются и изображения
исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации.
Так, широко известная картинка XVIII века "Кот казанский"
исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I,
вероятно по причине наличия усов. Такова и "Битва Александра
Македонского с индийским царем Пором", которая была популярна как в
XVIII, так и в XIX веке.
Лубок
служил источником информации, изображая как знаменитые архитектурные
памятники ("Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря"), так и
другие диковины тех лет, это мог быть "Сильный зверь слон", который для
людей XVIII века был редкостью, или необычайно большой "Кит, пойманный в
Белом море". Лубок представлял зрителям и совершенно фантастические
существа, пример тому "Райская птица Алконост". В виде лубочной картинки
мог быть издан привычный сегодня настенный календарь ("Солнце со
знаками зодиака"). Очень популярен в народе был и сюжет "Аника-воин и
смерть", имя героя которого стало нарицательным, обозначая тщетность
усилий, потому как враг Аники был непобедимым и исход этой встречи был
заранее предопределен. Таким образом, здесь мы уже встречаемся с
философским пониманием смысла жизни и отношением к концу жизни каждого
человека. Хотя картинки могли помещаться в избе и просто для красоты
("Сова"), радуя глаз и украшая интерьер.
Лубок
был широко распространен и очень популярен в народе. Художник Виктор
Васнецов, автор знаменитой "Аленушки", в работе "Книжная лавка" как раз и
изобразил сцену на ярмарке, где можно видеть разложенные на прилавке
лубочные картинки. Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX
столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII
веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке
они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный
рисунок более тонким и изящным. Наиболее популярные сюжеты народных
картинок в более позднее время, в начале XX века, иногда
воспроизводились и в виде открыток.
Однако
настала пора вернуться из экскурса в историю лубка непосредственно к
предмету нашего разговора - открыткам. Посмотрим, как развивались
события дальше, выяснив, в частности, каким образом возникла идея не
только вместо письма в конверте использовать открытые почтовые карточки,
но и сделать их иллюстрированными. Сначала, в первые годы XIX века во
Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX
века это новшество появилось в Петербурге и Москве. Так, известна
почтовая бумага, где в качестве рисунков использованы мотивы из гравюр
художника Г.Г. Беггрова, посвященных архитектурным
достопримечательностям двух русских столиц.
Рисунки
непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии,
где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать
поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в
1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с
изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки.
Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень
понравилась. Надо сказать, что традиция создания авторских открыток,
предназначенных для друзей и близких, в художественных кругах продолжает
существовать и сегодня, хотя она видоизменилась, и теперь в подарок
можно получить, например, компьютерный вариант открытки. В 1795 году
Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и
разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель,
организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли
открытками. Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток
расширяется, и к рождественским добавляются новогодние, а также столь
популярные сегодня "валентинки".
Далее
события разворачивались в Германии. В ноябре 1865 года на германской
почтовой конференции прусский почтовый советник Генрих фон Стефан
предложил выпускать открытый "почтовый листок", где одна сторона была
предназначена для адреса, а другая - для текста. Но предложение это было
отвергнуто. Через два го-да возникли еще два подобных проекта. Один -
от лейпцигского продавца книг Фридлейна, просившего у почтового
ведомства разрешения издать "универсальную корреспондентскую карточку",
второй вариант принадлежал лейпцигской фирме "Пардубиц", рекомендовавшей
почтовым чиновникам выпустить "универсальную корреспонденцкарту", на
одной стороне которой располагался адрес, а на другой предполагалось
разместить тридцать фраз, среди которых были различные поздравления,
слова соболезнования, краткие извещения. Из всего этого человек мог
выбрать нужный вариант текста, а все остальное зачеркнуть. Причина
такого интереса к почтовым карточкам в Германии была вполне
практическая. Эти карточки как печатные произведения оплачивались не по
дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе,
поскольку они не являлись письмом. Но оба столь хитроумно задуманных
проекта были отклонены, поскольку терять деньги почтовые работники не
хотели.
Продолжалась
история уже в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики
Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об
изобретенной им "корреспондентской карточке". Автор этого варианта
предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и
подпись. Предложение профессора австро-венгерским правительством было
принято, исключая ограничение текста, поскольку для подсчета слов
необходимо было содержать значительное число почтовых служащих. Таким
образом, 1октября 1869 года была выпущена "корреспондентская карточка" с
отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая
почтовая открытка. Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица и
особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу
публика к ним привыкла, и открытки получают все более широкое
распространение, начав свое путешествие по миру. В 1871 году их стали
продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии,
Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия,
Цейлон, в 1873 - Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 -
Италия.
В
России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872года. Они
были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и
наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: "На этой
стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая
сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась
надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает".
Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые,
далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек:
универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города,
так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки;
коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19
октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено
выпускать "бланки открытых писем частного изготовления". До этого
времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало
почтовому ведомству.
Первыми
иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые
открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из
пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их
датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года".
С
открытками связано немало занимательных историй. Так, например,
открытка, имеющая явно выраженный славянофильский характер, была создана
Петром Манойловичем, который жил в Вене и входил в группу сербов,
объединившихся вокруг редакции журнала "Zmaja". Художник принес в
редакцию рисунок с изображением огнедышащего дракона, держащего в когтях
свиток. Ниже был изображен пейзаж, условно представляющий пространство
от Балкан до северо-востока Европы. Левая часть пейзажа олицетворяла
Турцию, так как здесь были изображены минареты и мечети, правая была
олицетворением России с куполами церквей, увенчанными крестами. По морю,
разделяющему правую и левую части пейзажа, плывет корабль с надписями,
являющимися названиями независимых сербских территорий. Таким образом,
открытка играла роль политического плаката, приобретя политическую
окраску.
Занимательный
эпизод, связанный с историей открытки, произошел во Франции в 1870 году
во время франко-прусской войны. 18 сентября Париж был осажден прусскими
войсками и потому 26 сентября правительство национальной обороны
Франции издало декрет об использовании воздушных шаров для связи столицы
с остальной территорией страны. 30 сентября в воздух поднялся первый
воздушный шар, унося в своей гондоле 4 кг открытых писем "Cartes
postales par ballon". На них была дополнительная надпись: "Par ballon
non monte". В дополнение к этому на карточках были напечатаны
антивоенные лозунги.
Одна
из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к
современному варианту, связана с событиями той же франко-прусской
войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия,
насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке
Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для
отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать
для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в
продажу. Случайно ему попались листы, на которых были изображены
солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и
сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив
ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же
году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. Кроме
названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших
отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток
упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит
карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872
году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно
существует и сегодня.
В
России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из
наиболее ранних была создана в 1892 году. Среди первых русских
издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует
назвать "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны",
более известный под названием "Община святой Евгении". Эта организация
сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной
открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении
первая открытка была выпущена в 1898 году.
Источник: http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?52
Источник- http://bonte.ucoz.ru/publ/istorija_vozniknovenija_otkrytki/1-1-0-1
|