Четверг
25.04.2024
10:32
Форум
  • Холодный щавелевый суп (2)
  • Диетические котлеты (2)
  • Как удалить (вывести) пятна (8)
  • Скороговорки (1)
  • История традиции украшения новогодней елки. (1)
  • Яичный салат (1)
  • Люля-кебаб из духовки (1)
  • Навык как пить воду (0)
  • Как общаться с хамами (1)
  • Музыкальные картинки (4)
  • Музыка
    Форма входа
    Архив записей
    Поиск

    Крылья Поэзии...

    Главная » 2012 » Май » 27 » ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РУССКИЙ ХАРАКТЕР
    13:24
    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РУССКИЙ ХАРАКТЕР
    «Богатство обязывает»
    И.Рябушинский,русский предприниматель

    БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
    Предпринимательская благотворительность играла существенную роль в жизни российского общества. Во - первых, она была формой поддержки неимущих слоев (инвалидов, вдов, престарелых, сирот); во - вторых – способом улучшения жизни работающих; втретьих, имела важное значение для самих предпринимателей.

    Будучи, как правило, людьми религиозными, русские предприниматели считали необходимым помогать нуждающимся, чтобы «искупить» свою жесткость в деловой сфере, оправдать богатство и заслужить прощение за совершенные или будущие грехи. В отличие от дворянства, обладавшего значительными богатствами в виде недвижимости, но постоянно ощущавшего нехватку «живых» денег, купечество имело значительные средства. Обладая большой практической сметкой, предприниматели стремились направить деньги на богоугодное дело также максимально целесообразно, устраивая благотворительные заведения, делая то, что могло принести пользу Отечеству или нуждающимся.

    Государство поощряло такую деятельность, давая звание почетного гражданина или производя в дворянство, что практиковалось еще с XVIII века. Это практически никогда не давало серьезных материальных выгод (скорее, накладывало дополнительные обязательства), но, по традиции, было очень почетным.

    Вторая половина XIX – начало XX века отмечены небывалым расцветом купеческого меценатства. Имена «Московских Медичи»: К.Т.Солдатенкова, П.М.Третьякова, П.И.Щукина, С.И.Мамонтова, С.Т.Морозова – были у всех на устах. Это было время удивительного по своей мощи «ренессанса» отечественного искусства, в чем - то действительно созвучного эпохе итальянского Возрождения. В этот период произошло органичное соединение двух миров – мира предпринимателей, покровительствующих искусству, и мира художников и артистов, творящих его.

    Российский предприниматель длительное время был и фабрикантом - эксплуататором, и щедрым благотворителем, филантропом. И то, и другое нередко прекрасно в нем уживалось. Сначала его благотворительность согласовывалась с реальными традициями и проявлялась в подаче милостыни нищим и убогим, в пожертвованиях церковным учреждениям. Но общественно - экономические условия развития пореформенной России постепенно приводили все большее число предпринимателей к осознанию своей социальной ответственности перед обществом. О масштабах этой деятельности свидетельствовал еще до реформы, в 1856 году, известный историк М.П.Погодин. «Наши купцы,– говорил он,– не охотники еще до истории: они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, какой должна бы поклониться Европа».

    К концу XIX века размах благотворительной деятельности в России возрос еще больше. К 1900 году только в Москве производилось больше пожертвований, чем в Париже, Берлине и Вене. Федор Шаляпин с восхищением писал об этом: «Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, должен сказать, что такого размаха не видел нигде. Я думаю, что и представить себе этот размах европейцы не могут». В 1910 году в России было зафиксировано 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений различных типов. Лишь 25% их общего бюджета финансировалось за счет средств казны и местных органов власти, остальное – за счет частных пожертвований, по большей части купечества. Только по Москве они ежегодно составляли от 1 до 4 млн. рублей. Примерно треть этой суммы направлялась на помощь инвалидам, вдовам и престарелым; другая треть – детям и учащимся и еще одна треть – на медицинскую помощь.

    Эта стихия благотворительности была в России дыханием времени, а для многих – и нормой жизни. «Потребность делиться своими избытками с неимущими и помогать страдающим и нуждающимся, – отмечалось в одном из изданий тех лет,– присуща природе человеческой. Эта потребность на высших ступенях своего развития создает обширные учреждения, деятельность которых сглаживает неправды судьбы и общественного строя по отношению к отдельным лицам и содействует правильному движению человеческого общества на пути улучшения своего быта». Эти взгляды разделяли в начале XX века многие предприниматели, что свидетельствовало о появлении большого числа «великодушных граждан, сердце которых доступно заботе о благе общественном».

    Какие же чувства стояли за этой уникальной деятельностью, за этими громадными пожертвованиями: стремление к привилегиям и престижу, религиозное воспитание, комплекс вины, или чувство ответственности за судьбу своего народа и государства? По - видимому, и то, и другое, и третье. Но главными, наверное, были психологические мотивы. Для многих предпринимателей благотворительная деятельность была возможностью утвердить себя как личность.

    В России эта цель была особенно притягательна для представителей низших и наиболее бесправных слоев и групп: прежде всего крестьян, городских сословий (мещан и ремесленников), разного рода инородцев и иноверцев, да и небогатого купечества, особенно из провинции. Положение и привилегии, дававшие право почувствовать себя личностью, им нужно было завоевывать тяжелым упорным трудом, мобилизовав всю свою энергию и способности (и другие, иногда не самые лучшие, качества). И это отличало их от представителей высших сословий, получавших свои права и привилегии уже при рождении. Может быть, поэтому среди предпринимателей первых поколений встречалось немало крутых характеров, чей уровень образования и воспитания был низким, но почти всегда это были сильные личности. Только отдельные из них смогли подняться над своим кругом и осознать личную ответственность перед всем обществом.

    В то же время положение предпринимателя в российском обществе было неустойчивым. Его моральный авторитет был невысоким. Предприниматель не был властителем дум или примером для подражания. Не только поместное дворянство, но и разночинная интеллигенция долгое время смотрели на новоявленного буржуа свысока. Немало способствовало такому отношению и нежелание самих предпринимателей отказываться от получения сверхприбылей, которые приносили им эксплуатация и тяжелые условия труда фабричных рабочих. Недоверие вызывал также и замкнутый образ жизни, низкий образовательный уровень первых поколений российских предпринимателей. Даже с повышением образованности и смягчением нравов русского предпринимательского класса, с ростом его общественной активности отношение общества к нему менялось, в целом, очень медленно. Все это порождало в сознании многих предпринимателей чувства беспокойства, своеобразный комплекс вины. Знаменитая фраза Марины Цветаевой по поводу истоков меценатства одного из российских предпринимателей («сознание неправды денег в русской душе невытравимо»), совсем не случайна и поразительно точно отражает одну из важных особенностей русского сознания – глубоко заложенное в нем чувство справедливости. Стремление избежать этого душевного разлада между «неправдой денег» и понятием справедливости, жить, или, по крайней мере, умереть в согласии со своей совестью, было, наверное, главной внутренней пружиной, вызвавшей мощный взрыв благотворительности и меценатства во второй половине XIX – начале XX столетий.

    Никогда ранее поток пожертвований не был таким полноводным, длительным по времени и охватывающим такие широкие слои предпринимателей. Несомненно, способствовали этому и благоприятные экономические условия, и огромные прибыли, и поощрительное законодательство. Но главным источником, определившим размах этого удивительного движения, оставались внутренние побуждения российских предпринимателей, приводившие их постепенно к осознанию своей личной ответственности перед обществом. «Моя идея, – писал в письме к своей дочери А.П.Боткиной знаменитый основатель Третьяковской галереи,– была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы так же обществу (народу) в каких - либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь». Далеко не все русские предприниматели были так же последовательны в своих убеждениях и делах, как П.М.Третьяков. Но деятельность и судьбы очень многих из них определялись осознанием этого, может быть, наиболее болезненного противоречия всей русской жизни – противоречия между личным богатством и общественным благом.

    Юрий Голицын
    По материалам сайта "Русский предприниматель"

    http://ricolor.org/history/rt/pr/13/-источник
    Просмотров: 670 | Добавил: saks | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]